Зрителям предлагают полтора часа плохой драматургии и шуток про экскременты.
8 августа в российский прокат вышел боевик «Бордерлендс», основанный на одноимённом фантастическом шутере про космических колонистов. За экранизацию отвечал хоррор-мейкер Элай Рот, известный по слэшерам «Хостел» и «День благодарения». Главные роли исполнили Кейт Бланшетт, Кевин Харт и Джейми Ли Кёртис.
Фильм вышел в прокат с беспрецедентным нулевым рейтингом свежести на сайте Rotten Tomatoes, а критики уже называют его худшей экранной версией игры. Рассказываем, что пошло не так.
О чём фильм
Хладнокровная охотница за головами Лилит (Кейт Бланшетт) заходит в межгалактическую таверну. Сегодня она будет пить только элитный алкоголь. Ведь с собой у неё солидный куш — очередной, пока ещё даже живой головорез, за которого обещают кругленькую сумму. В таверне на Лилит выходит новый клиент — оружейный магнат Атлас (Эдгар Рамирес), который просит отыскать и вернуть домой с Пандоры свою похищенную дочь.
Пандора — это межгалактическая мусорка, населённая психами и свихнувшимися от алчности авантюристами. Где-то в её сердце скрывается Хранилище лута — оставленный древней цивилизацией склад инопланетных технологий. По совместительству Пандора — родная планета Лилит, куда ей не слишком хочется возвращаться. Но нет такой проблемы, которую не решили бы пара-тройка дополнительных ноликов на счёте.
Прилетев, охотница почти сразу обнаруживает, где находится девочка. В этом героине помогает непонятно откуда взявшийся робот Клэптрэп (Джек Блэк). Но малышка Тина (Ариана Гринблатт) оказывается не так безобидна. Ведь её любимые игрушки — те, что могут сделать большой бум.
Пока Лилит пытается поймать любительницу взрывов, выясняется, что её похитители — солдат Роланд (Кевин Харт) и псих Криг (Флориан Мунтяну) — на самом деле спасители. А Тина — синтезированный в лаборатории ключ к Хранилищу. Атлас ищет её, чтобы завладеть сокровищами аборигенов Пандоры.
Лилит быстро меняет стороны баррикад и отправляется на поиски Хранилища вместе с этой разномастной компанией. Первый пункт в их плане — отыскать учёную Таннис (Джейми Ли Кёртис), специалистку по наследию пропавшей цивилизации, а потом всем вместе пойти за первым ключом к Хранилищу.
Проблемы у «Бордерлендс» начались задолго до выхода
Впервые об экранизации легендарного фантастического шутера заговорили в 2015 году. Почти шесть лет проект находился в подвешенном состоянии. Съёмки окончили в 2021 году, затем потребовались досъёмки с участием режиссёра «Дэдпула» Тима Миллера, и картина вышла спустя ещё три года.
Фильм появился в самый разгар интереса к гейм-культуре, что ему только навредило. После релизов отличных экранизаций вроде «Одних из нас» и Fallout «Бордерлендс» выглядит сильно устаревшим миксом из боевиковых клише, шаблонной драматургии и лобовой графики.
Изначально сценарием должен был заниматься Крейг Мейзин — автор «Чернобыля» и уже упомянутых «Одних из нас». Вот только в титрах соавтором указан ноунейм без фильмографии Джо Кромби. Скорее всего, это псевдоним Мейзина, который решил убрать из картины упоминание своего имени. Такое решение уже настораживает.
Режиссёром и автором сценария стал Элай Рот. Зрителям он знаком по роли кровожадного Донни Доновитца из «Бесславных ублюдков» Тарантино и в качестве режиссёра не менее кровожадных слэшеров, например дилогии «Хостел». «Бордерлендс» только второй проект Рота с рейтингом до 18. Первый — странное детское фэнтези «Тайна дома с часами», где снялись всё те же актёры — Кейт Бланшетт и Джек Блэк.
В итоге у Рота вышла совершенно беззубая экранизация. То ли добавить мяса не получилось из-за продюсеров, которые в качестве референса выбрали «Стражей Галактики», то ли самого режиссёра начало клонить в сторону рейтинга 0+. В постановке экшен-сцен, из которых состоит большая часть фильма, у Рота совсем нет опыта. Они вышли вялыми, непоследовательными и откровенно скучными.
Фильму не удалось посмеяться над клише, да и просто посмеяться
Экранизация пародии на фэнтези-шутеры от режиссёра кровавых слэшеров предполагала взрывную, весёлую и безбашенную сатиру на жанр. Вот только без головы, да и без хребта остался тут только сценарий.
Попытка высмеять драматургические штампы обернулась жуткой банальщиной. Крутая героиня станет только круче. Злодей проговорит все свои коварные планы и окажется слабее команды лузеров, хотя у него за плечами целая армия. Выданный в самом начале девайс окажется (в самом деле?) отслеживающим устройством, а всех спасёт дружба и любовь.
За юмор в фильме отвечают робот Клэптрэп с механизированным звуковыми эффектами голосом Джека Блэка и Тина-пулемётчица. Её сыграла Ариана Гринблатт из «Барби», которая раздражала ещё там.
Робот отпускает вторичные сатирические комментарии, а Тина оказывается не такой уж невинной невинностью. Самые запоминающиеся эпизоды, которые, видимо, должны были вызвать улыбку, — это проезд по озеру мочи и понос Клэптрэпа. Стоит ли говорить, что вызвали они только лютый кринж.
Химия между актёрами в «Бордерленде» отсутствует
Хуже всего то, что кучка разномастных персонажей в итоге не формирует отряд, которому хотелось бы сопереживать. К тому же бездарный сценарий сводит ощущение реальной опасности на нет — так что и беспокоиться-то не за что и не за кого.
Мотивировки многих поступков вызывают вопросы, а монтаж только усугубляет бессвязность повествования. К примеру, Роланд жертвует собой и задерживает кучку психов, позволяя героям выбраться из передряги. Через секунду выяснится, что это было совершенно не обязательно, ведь один из членов команды способен телепортироваться. Ещё через 2 секунды покажут, что Роланд был настолько крут, что в одиночку вырубил всех оставшихся злодеев и выбрался целым и невредимым.
Тогда для чего зрителям 20 минут показывали, как вся команда пытается сражаться с оравой психов, если всего один солдат спокойно одолел целую банду? Ответа на этот вопрос нет.
Характеры персонажей абсолютно не раскрыты, а бэкграунд есть только у Кейт Бланшетт. Криг вполне аутентично бросается ремарками своего персонажа из игры, Роланд — плоский вояка, непонятно почему решивший предать своего босса, а робот с малышкой просто раздражают. Кейт Бланшетт очень идёт костюм Лилит, но зачем она этому фильму — понять сложно.
Что в итоге
Самое интересное в фильме — это его сеттинг. Пространство «Бордерлендс» — это космический вестерн, межгалактический Дикий Запад, в котором одни психи сталкиваются с другими, а это обычно не заканчивается ничем хорошим.
От фильма же складывается впечатление, что герои просто топчутся на одном месте на фоне зелёного экрана, а дополняет всё это не слишком качественная компьютерная графика. Нарисованная Кейт Бланшетт зачем-то летает туда-сюда. Фауна Пандоры — это помесь саблезубых тигров с динозаврами. К тому же на фоне мелькают драконы, не имеющие к сюжету никакого отношения. А от взрывов Тины пахнет стилем лауреата «Золотой малины» начала 2000-х Майкла Бэя.
Если хочется провести полтора часа перед экраном, то лучше уж поиграть в «Бордерлендс», а не смотреть его. А ещё лучше — пообщаться с друзьями и получить от этого гораздо больше удовольствия, чем от такого совсем не развлекательного фильма.
Про более удачные экранизации 🎮🎮🎮 К выходу второго сезона Halo: 15 фильмов и сериалов, основанных на видеоиграх Почему стоит посмотреть Fallout — сериал Amazon о мире после ядерной войны Главный сериал зимы вышел. Экранизация игры The Last of Us получилась даже слишком хорошей «Братья Супер Марио в кино» стали самой кассовой экранизацией видеоигры Сериал Halo очень напоминает «Мандалорца». Но у него есть и плюсы