Уверенности в том, что сейчас они ничем не обоснованы, увы, нет.
Девяностые были непростым временем — полным перемен и поэтому довольно травмирующим. Это отразилось и на тех, кто непосредственно боролся с вызовами десятилетия, и на их детях. Кто-то успешно преодолел финансовые травмы тех лет, а кто-то несёт их за собой до сих пор. Эти страхи мешают вести бюджет, планировать расходы и сохранять хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне.
Какие страхи мы вынесли из 90-х
1. Цены вырастут в несколько раз
Тень инфляции грозно нависает над всем десятилетием, но самое сильное потрясение случилось в 1992 году. 2 января государство перестало контролировать цены. Со временем их должен был отрегулировать рынок. При этом ожидалось, что в среднем всё станет вдвое-втрое дороже, но по итогам года цены выросли в 25 раз.
В значительной степени это произошло из-за того, что экономика не была готова к свободному ценообразованию. В частности, на рынке было недостаточно товаров, а дефицит естественно приводит к росту цен. Пусть и не с такой скоростью, но он продолжался и в следующие годы.
Вдобавок в 1994 году случился так называемый чёрный вторник, когда за один день 11 октября доллар вырос на 38%. Курс валют вскоре вернулся к прежней отметке (впрочем, ненадолго), но цены быстро рванули вверх и не откатились назад вместе с долларом.
17 августа 1998 года Россия объявила дефолт по краткосрочным облигациям, вслед за этим доллар подорожал с 6 рублей в августе до 20 в декабре. И если стоимость отечественных товаров выросла на 11%, то зарубежных — на 400%.
Так что страх запредельного роста цен возник вовсе не на пустом месте. И это мы прошлись только по верхам.
2. Продукты исчезнут из магазинов
Нехватка товаров в целом не была в новинку для жителей СССР, а на рубеже 80–90-х ситуация обострилась. В 1992 году, после того как отпустили цены, резко упал спрос, так как населению попросту не хватало денег, чтобы покупать всё в том же объёме. В январе 1992-го люди приобрели в сопоставимых ценах всего 29% товаров от объёма декабря 1991-го. Но даже несмотря на это, дефицит сохранился.
Исследование, проведённое в январе 1992-го во всех столицах республик в составе РСФСР и административных центрах краев и областей, показало: в 72% из них не было растительного масла, в 67% — мяса, в 54% — сахара. Молочная продукция продавалась с перебоями в 62% городов, хлеб — в 47%. С картофелем и овощами ситуация была лучше: они свободно продавались в 65% обследованных населённых пунктов. Дополнительно дефицит подогревало то, что государство ещё контролировало цены на некоторые товары первой необходимости, и народ закупал их впрок.
Нехватка товаров сохранялась и в следующие годы, хотя уже и не была такой острой. В 1994 году 130 обследованных городов были обеспечены продовольственными товарами на 88%, непродовольственными — на 92%.
Очевидно, что разные люди в разных населённых пунктах испытывали на себе дефицит неодинаково. Но те, кто его пережил — видел пустые полки, стоял в огромных очередях и вынужден был заходить в один и тот же магазин несколько раз на дню, чтобы посмотреть, не завезли ли чего-то нужного, сталкиваются со страхом, что всё это может повториться.
3. Перестанут платить зарплату
Такая проблема в том или ином масштабе существовала практически все 90-е. Согласно исследованию 1999 года, 86% из 200 предприятий, представляющих разные отрасли в разных регионах России, когда-либо в прошлом задерживали зарплату. Впервые проблема возникла в 1992-м и вышла на пик в 1995-м, когда с невыплатами столкнулась примерно каждая пятая компания. Ситуацию осложняло то, что, даже если деньги, пусть и с опозданием, выплачивали, за время задержки их покупательная способность падала из-за инфляции.
Иногда зарплаты выдавали продукцией, и работники сами должны были обменивать её на деньги. На предприятиях появлялась своя «валюта», которую можно было тратить локально. Например, в Кемеровской области шахтёры шахты «Кыргайская» получали «кыргайчики» — талоны на питание, на которые могли кормить свои семьи в местной столовой. И это не единичный случай. В Хакасии и вовсе выпустили суррогаты денег на уровне региона. Так называемыми катановками, например, выдавали пенсии. И этими купюрами можно было расплачиваться под гарантию бюджета республики.
4. Банкам нельзя доверять
В СССР граждан призывали хранить деньги в сберегательной кассе, многие так и делали. К 1990 году в Сбербанке лежало более 369 миллиардов рублей. Впрочем, хранились они там лишь номинально. На деле средства были направлены на финансирование дефицитного бюджета страны.
В январе 1991 года вклады заморозили, запретив гражданам снимать со счетов свыше 500 рублей в месяц. Когда доступ к счетам вновь открыли, деньги из-за инфляции значительно обесценились. Одно только это обстоятельство серьёзно подорвало доверие к банкам, по крайней мере к государственным, так как люди потеряли то, что копили зачастую всю жизнь.
При этом в начале 90-х стремительно увеличивалось количество и коммерческих банков. Много кредитных учреждений открывалось, много банкротилось — и никаких гарантий для вкладчиков тогда не было.
5. Вслед за деньгами появятся неприятности
C 1990 по 2006 год количество нарушений закона в России увеличилось вдвое. На фоне экономических проблем выросло количество краж и грабежей, усилилась организованная преступность.
Причём проблемы могли возникнуть на разных уровнях. Если крупные игроки устраивали перестрелки, чтобы перераспределить банки и заводы, то люди попроще ставили решётки на окна, чтобы к ним никто не забрался. Демонстрировать любой финансовый успех и в принципе иметь деньги было попросту опасно.
6. Завтра наступит кризис
На фоне всего перечисленного тревога также возникала безо всякой конкретной причины. В 90-е многое случалось впервые и неожиданно, так что страх неизвестности можно считать неотъемлемым признаком десятилетия. Какой кризис — по сути, неважно. Но то, что в любой момент может произойти что-то непредсказуемое, что-то, что спутает все карты, люди запомнили хорошо и надолго.
Что делать со страхами 90-х
Здесь очень хотелось бы сказать что-то обнадёживающее: «Не бойтесь, ничего такого не произойдёт». Но это было бы лукавством. Если что-то может случиться, оно случится — просто с разной степенью вероятности.
Разумеется, ситуация изменилась, и уроки из девяностых были усвоены не только на личном, но и на институциональном уровне. Например, вклады до 1,4 миллиона рублей теперь застрахованы государством, а за задержку зарплаты для предприятий предусмотрены наказания. То есть никто не даст руку на отсечение, что никакие финансовые страхи из девяностых больше никогда не оправдаются, но риск, что это произойдёт, значительно ниже.
Мы слабо можем влиять на экономическую ситуацию в стране, но и постоянно тревожиться вредно. Поэтому единственное, что можно сделать, — принять существующее положение дел и жить с оглядкой не на всё, что теоретически может случиться (или не случиться), а на сегодняшние реалии. И конечно, подстилать соломки, где только возможно. Например, иметь подушку безопасности на случай, если опять начнут задерживать зарплату.
Позаботьтесь о финансовой стабильности 💰 Что такое программа долгосрочных сбережений и зачем она нужна 5 финансовых привычек, которые помогут обрести уверенность в завтрашнем дне Что делать, если всегда немного не хватает до зарплаты 5 советов, как создать финансовую подушку безопасности 9 простых способов накопить деньги без стресса