01.11.2024

Что сделать, чтобы клиент оставил чаевые

Пандемия заставила многих окончательно перейти на безналичный расчёт. И это ещё больше обострило проблему упущенных чаевых для персонала ресторанов, салонов красоты и служб доставки. Рассказываем, как удобно и, что теперь очень важно, безопасно можно оставлять чаевые в XXI веке.

Зачем вообще нужны чаевые

Это не только способ просто отблагодарить сотрудника за хорошо сделанную работу. Чаевые влияют на три стороны в сервисе:

  • Работник готов стараться и дальше, чтобы клиенты пришли снова. Для него, будь то официант, сотрудник химчистки или курьер, чаевые — знак того, что его труд ценят, что он достойно справляется. Это выражение признательности и похвалы, которое отлично стимулирует не снижать качество работы.
  • Клиент, оставляя чаевые, чувствует себя щедрым и успешным. Он мог бы оплатить только услуги, но ему приятно похвалить сотрудника, подчеркнуть, что он доволен сервисом. И 10% от счёта — именно столько принято оставлять «на чай» в России — часто посильная сумма, особенно для довольного клиента.
  • Владелец бизнеса тоже в выигрыше и от лояльных клиентов, и от довольных сотрудников. Команда, которой плевать на результат, в заведении долго не задержится, потому что зарплаты вряд ли будут меняться. А сотрудники, которые любят и ценят своё дело, будут мотивированы работать ещё лучше. К тому же счастливые клиенты — это хорошие отзывы в интернете и реклама через сарафанное радио. А вот если чаевых нет, это может служить важным индикатором: в сервисе не всё в порядке, клиентам не за что благодарить сотрудников.

Почему клиент платит только по счёту

Если ваши сотрудники в последнее время перестали получать чаевые, дело может быть вовсе не в том, что они стали работать хуже. Просто по разным причинам клиентам неудобно оставлять «на чай», и особенно заметно это в ресторанном бизнесе.

Тимур Горскин

совладелец и директор по развитию сети «Япоша»

«Наши гости всё чаще выбирают безналичный способ оплаты в ресторане и, конечно, при доставке. Персонал стал получать меньше чаевых, в то же время гости хотели бы оставить «на чай», но у них нет наличных».

Но даже если наличные у клиента есть и ему бы хотелось поощрить сотрудника, не всегда он может это сделать, и вот почему:

  1. С собой только крупная наличность — не ждать же с неё сдачи. Странно оплатить услугу картой, дать сотруднику купюру и попросить принести сдачу с чаевых.
  2. С собой только очень скромные суммы. Например, услуг оказано на 2000 рублей, а давать какие‑нибудь 130 рублей просто неловко — и клиент решает не оставлять ничего.

Некоторые клиенты, которым ну очень понравился предоставленный сервис, готовы переводить деньги на личную карту старательного сотрудника. И для этого обычно надо ввести 16 цифр номера карты или указать телефон получается, дождаться СМС с паролем, убедиться, что деньги перечислены. Слишком сложная процедура. К тому же сотрудники могут не захотеть давать номер личной карты каждому клиенту — и имеют на это полное право.

Что с этим делать

Если картой можно оплатить сервис, с её помощью можно оставить и чаевые (и не только в теории). Платформы для таких переводов становятся всё популярнее. Такие сервисы уже разрабатывают ведущие платёжные системы мира, а также крупные национальные и международные банки.

Электронные чаевые — это просто и безопасно. Нужно только зарегистрироваться в системе и распечатать QR‑код со ссылкой для перевода денег. Например, бармен или мастер по маникюру может разместить его рядом со своим рабочим местом с соответствующей надписью, которую клиент вряд ли пропустит. Сотрудники различных служб доставки могут нанести код на свои визитки и вручать их получателям вместе с заказами. Кроме того, сервис приёма чаевых онлайн может быть интегрирован прямо в мобильное приложение службы доставки. Так это работает, например, в сервисе доставки продуктов iGooods.ru.

Григорий Кунис

управляющий iGooods.ru

«В сборке и доставке наших заказов принимают участие два человека: персональный закупщик и курьер. Раньше у наших пользователей была возможность поблагодарить только последнего при передаче заказа, сделать это получалось исключительно наличными. Но часто клиенты хотели поощрить и закупщика, поскольку именно он отвечает за подбор качественных продуктов с хорошими сроками годности. Теперь пользователь может отправить благодарность адресно и курьеру, и закупщику, для чего ему не нужны наличные!»

Для отправки электронных чаевых клиенту не нужно устанавливать приложение или даже вводить свои данные. Он сканирует код и подтверждает транзакцию отпечатком пальца или с помощью Face ID. Это занимает секунды — быстрее, чем открыть кошелёк и достать оттуда наличные.

Что сделать, чтобы клиент оставил чаевые

В сервисе CloudTips идея электронных чаевых уже реализована таким же образом. Сотрудник регистрируется в системе, привязывает карту к аккаунту, получает QR‑код и распечатывает его в подходящем формате (в сервисе есть готовые макеты). По коду клиент может перевести деньги прямо на эту карту через онлайн‑банкинг, Apple Pay или Google Pay и даже оставить отзыв!

Решение для электронных чаевых ещё в октябре 2019 года реализовали Tinkoff Bank и платёжный сервис CloudPayments. С CloudTips чаевые может получать кто угодно — от барберов и официантов до курьеров и уличных музыкантов. Комиссия всего 5%, если чаевые поступают на карту «Тинькофф», и 10% — для карт других банков.

Клиент может оставить «на чай» любую сумму. Её увидит только получатель.

Получать электронные чаевые