Важно предоставить ему свободу.
Развитие ребёнка — постоянный источник тревоги родителей. Всё ли у малыша получается? Почему он ещё не заговорил? Может быть, что‑то не так? Подобные тревоги чаще всего необоснованны и даже вредны, полагают педиатр Михаэль Хаук и научный журналист Регина Хаук.
В книге «Между заботой и тревогой. Как повышенное беспокойство, ложные диагнозы и стремление соответствовать нормам развития превращают наших детей в пациентов» они рассказывают, как помочь ребёнку гармонично развиваться и перестать волноваться зря. С разрешения издательства «Бомбора» Лайфхакер публикует отрывок из 16‑й главы.
С одной стороны, необходимы надёжная и стабильная связь с родителями и другими опекунами, с другой стороны — свобода познавать себя и быть активным плюс среда, мотивирующая к обучению. Если эти основные потребности удовлетворены, ребёнок получает наилучшие предпосылки для здорового развития и обучения тому, что для него возможно.
1. Расчищать путь, но не выравнивать его
Многие родители при малейшем усилии ребёнка бросаются ему на помощь. Они подают ему руку, чтобы он быстрее вскарабкался и сел на стул. Они водят его в школу и даже заносят его ранец в класс. Такие родители говорят: «Завтра мы пишем тест по математике». А потом они садятся с ребёнком за стол и занимаются до позднего вечера. Я знаком с терпеливыми родителями, которые посещают уроки латыни, чтобы помочь своим детям.
Есть школы, которые предлагают такие курсы специально для родителей. Мать, чей сын (или «мы») только что окончил среднюю школу, недавно радостно сообщила, что теперь в некоторых университетах даже есть родительские дни и что она с нетерпением ждёт встречи с преподавателями своего сына.
Когда родители освобождают своего ребёнка от всех лишних усилий, это не имеет ничего общего с необходимым устранением препятствий на пути развития или созданием надёжной базы. Поведение родителей в этом случае напоминает мне кёрлинг. С помощью больших щёток игроки расчищают путь своему коллеге, чтобы камень для кёрлинга мог беспрепятственно скользить по нужной траектории.
То, что работает в кёрлинге, не работает в воспитании детей. Если трасса слишком ровная, ребёнок не учится преодолевать препятствия, решать задачи самостоятельно или с помощью других людей, а также получать удовольствие и развивать собственные навыки.
Интеллектуально развитые в соответствии со своим возрастом, эти дети остаются эмоционально и социально на том же уровне: маленькие тираны, склонные к дерзкому и эгоцентричному поведению, которые при столкновении с каждой трудностью сразу начинают чувствовать себя подавленными, не могут интегрироваться в сообщество в детском саду или школе. Они чувствуют себя эмоционально незащищёнными и никчёмными. Из‑за этого им сложно найти друзей, у которых они могли бы учиться дальнейшему развитию.
2. Отказаться от чрезмерного контроля
Самостоятельное обучение — основная психологическая потребность. Дети приобретают навыки и знания по собственному желанию, когда находят среду, которая поощряет их занятия.
Это касается и детей с задержкой умственного или психического развития. Как и их совершенно нормально развитые сверстники, они исследуют мир в соответствии с собственным уровнем развития, если окружение не препятствует их деятельности из‑за чрезмерного контроля или обилия поощрений, а предлагает им благоприятные условия для развития. […]
3. Подавать пример
Людей интересуют люди. Можно быстро проверить это утверждение с помощью небольшого эксперимента. Просто откройте газету и посмотрите, на чём «задерживается» взгляд. Именно! На фотографиях с людьми.
На протяжении тысячелетий интерес к собратьям гарантировал выживание. Потому что, когда тебя окружают голодные саблезубые тигры и другие довольно недружелюбно настроенные животные, очень полезно держаться вместе и защищаться совместными усилиями. А когда обед большой, лохматый и вооружён острыми рогами, лучше охотиться на него группой. Знания также лучше передаются, когда люди живут в тесном контакте друг с другом. Если бы все наши предки были одиночками, каждому пришлось бы открывать огонь и колесо самостоятельно.
Так что интерес к другим людям — хорошая основа для того, чтобы познакомиться со множеством нужных вещей и узнать много полезного, чтобы таким образом лучше выживать. По этой причине эволюция гарантирует, что дети изначально будут проявлять интерес к другим людям: у новорождённых наблюдаются явные предпочтения к формам, напоминающим лица.
Точка, точка, запятая, чёрточка, нарисованные на стекле, привлекают их внимание. Если стекло ещё и двигается, тем интереснее. Из всех звуков младенцы больше всего любят человеческие голоса. На лёгкий контакт с кожей они реагируют расслаблением.
Врождённая способность учиться через подражание также помогает детям лучше ориентироваться в мире. Даже новорождённые могут имитировать простую мимику других людей — например, широко открывать рот или высовывать язык.
Чем старше дети становятся, тем больше они обращают внимание на своих собратьев. Учёные называют это социальным обучением.
С конца первого года жизни дети очень внимательно наблюдают, что взрослые или другие дети делают с предметами, и пытаются им подражать. Например, они видят, как родители, братья и сёстры едят с помощью вилки и ножа, и им тоже хочется так делать. Они замечают, как родители, братья и сёстры относятся друг к другу и к другим людям, как они говорят, как слушают, как играют друг с другом, ссорятся и мирятся. «Сколько раз можно повторять: слушай, когда я с тобой говорю», — говорит четырёхлетняя девочка своей кукле, точно копируя тон и выражения своей матери.
Воспитание было бы невозможным без большого интереса к другим людям и без обучения путём подражания. Родители могут абстрактно объяснять своему ребёнку, как накрывать на стол, или могут снова и снова пытаться научить его расставлять тарелки, раскладывать ножи и вилки. Но это отнимает много времени и сил.
Если же вместо этого ребёнок будет наблюдать, как родители, братья и сестры, учителя и дети в детском саду каждый день накрывают на стол, он будет воспринимать их как наглядный пример и начнёт подражать им. Потому что с раннего возраста дети хотят «помогать» и радовать окружающих людей — ещё один полезный трюк эволюции, который гарантирует, что ребёнок может учиться и находить связь с группой вместо того, чтобы махнуть рукой на свои способности, убежать и подвергнуть себя опасности.
4. Помогать учиться на предметах
Всего через несколько недель после рождения дети могут отличать живых существ от неодушевлённых предметов. Сначала ребёнок тащит в рот предметы из окружающей его обстановки, затем прикасается к ним, а потом внимательно их изучает. Всё это происходит на первом году жизни именно в таком порядке.
Для этого ребёнку не нужен образец для подражания. Самостоятельно и по собственной инициативе он занимается вещами и исследует их внешние характеристики: размер, вес, поверхность. Он учится толкать перед собой игрушечную машинку или удерживать строительные блоки, чтобы они не выпадали из рук.
Исследователи обнаружили, что дети уже на первом году жизни понимают, что живые существа могут двигаться в любом направлении или вперёд и назад по собственному желанию, а неодушевлённые предметы всегда двигаются по одним и тем же законам механики, пока на них не подействует внешняя сила. Очевидно, дети приносят в мир эти полезные знания, которые помогают им понять материальный мир и его законы.
Младенцы уже имеют представление о числах. Четырёхмесячные малыши могут различить совокупность двух и трёх точек (хотя они не видят разницы между четырьмя и шестью точками).
Обучение начинается не в детском саду или школе, а гораздо раньше.
И дети рождаются с предпосылками для этого. Взрослым не нужно ничего делать, кроме как предлагать ребёнку игрушки, с помощью которых он может получить новый опыт, соответствующий его уровню развития. Поначалу это будут погремушки, затем строительные блоки, позже — куклы и кубики Lego. Ребёнок будет исследовать их глазами, ртом и руками и при этом учиться.
5. Подробно объяснять
Как только ребёнок начинает говорить, он больше не хочет учиться путём подражания, но позволяет взрослым объяснять мир. Своими вопросами «что», «кто» и «где» он просит их называть вещи, людей и места.
Когда в какой‑то момент — примерно в возрасте трёх лет — вся кухонная техника, все животные и люди вокруг него получают имена и названия, появляются вопросы «почему». «Почему у бабушки столько морщин?», «Почему мне нельзя есть мороженое?», «Зачем чистить зубы?» Теперь ребёнка интересуют причины, значение и цель процессов и явлений.
Детей волнует не только правильный ответ, но и внимание. Потом каскадом сыплются вопросы: «Зачем надо пылесосить?», «Почему в квартире должно быть чисто?», «Почему плохо, когда грязно?» Ребёнок ищет информацию и ищет внимания. Он хочет, чтобы взрослые его чему‑то научили.
Эта потребность растёт до тех пор, пока не станет настолько сильной, что ребёнок — в возрасте около шести лет — сможет слушать учителя и учиться у него каждый день в течение нескольких часов.
6. Поддерживать инициативу ребёнка
Младенцы — это любопытные, восприимчивые существа, которые хотят учиться. При этом возможность развития их навыков зависит от стимулов, исходящих из окружающей среды. Они интересуются всем новым и по собственному желанию постоянно учатся чему‑то новому, ища, открывая, получая опыт, повторяя и применяя вновь приобретённые навыки, чтобы освоить их. С каждым новым умением, с каждым новым знанием ребёнок становится более независимым и компетентным.
Если у ребёнка есть родители, которые верят в него, понимают, руководствуются его интересами и с любовью поддерживают, процесс его развития будет успешным.
В этом случае специальные учебные и воспитательные программы не требуются. Они могут даже помешать ребёнку получить личный опыт и ослабить его самооценку, лишая его возможности проявить себя в собственных поступках.
Ребёнок может выучить цвета или таблицу умножения, прежде чем начнёт пытаться делать это по собственной инициативе. Но целенаправленные тренировки помешают ему обучиться многим другим навыкам, которые позже пригодятся в школе, в процессе получения образования и на работе: предварительному обдумыванию своих поступков, осмотрительности, оценке последствий собственных действий, способности мотивировать и концентрироваться, пониманию ошибок, умению контролировать свои порывы и справляться с неудачами и поражениями. Однако все эти навыки необходимы для того, чтобы найти свой жизненный путь, организовать свою жизнь и успешно справляться с трудностями.
К счастью, эти «метанавыки», которые также можно обобщить понятием «характер», всё чаще рассматриваются как ключевые навыки, которые пригодятся в будущем. Пока что их формирование оставлено на волю случая. Однако в последние годы исследователи мозга и преподаватели всё чаще пытаются выяснить, каким образом можно поддержать их становление.
Благодаря медицинской визуализации сегодня мы знаем, что эти метанавыки представляют собой сложные паттерны связей в лобной доле, так называемой префронтальной коре. Она образует самый медленный из всех отделов мозга, поэтому на него особенно сильно влияет социальная среда.
Как мы ведём себя в определённых ситуациях, можем ли мы сконцентрироваться на проблемах, ищем ли мы решения, быстро сдаёмся или «нервничаем», если сразу не добиваемся успеха, — всё это определяется нашим опытом, полученным главным образом в процессе воспитания, и однажды формирует наш характер.
Книга «Между заботой и тревогой» подскажет родителям, как справиться со страхами и отказаться от чрезмерного контроля. А ещё поможет выстроить план действий, если в развитии ребёнка что‑то всё же пойдёт не так.
Купить книгу Читайте также 🧐 10 простых установок, которые помогут стать хорошим родителем 8 советов родителям, которые хотят воспитать приспособленного к жизни ребёнка У каких родителей вырастают счастливые и успешные дети