Забудьте о патрициях, белых тогах и выступлениях ораторов — у нас тут суровые плебейские будни.
1. Моча для стирки и полоскания рта
В Древнем Риме содержание общественных уборных было серьёзным и прибыльным бизнесом. Не зря император Веспасиан, мудро заметив: «Деньги не пахнут», обложил их налогом. Дело в том, что туалеты служили источником мочи, а она была ценным ресурсом.
Римляне использовали урину из общественных писсуаров в самых разных целях. Например, при дублении кож, а также при обработке шерсти и тканей. А ещё в ней стирали одежду в прачечных.
Кидаем ношеные тоги в чан с уриной, топчем босыми ногами, потом полощем водой, и ваши вещи снова сияют белизной. Сравните с обычным порошком — на 99% меньше загрязнений.
Дело в том, что моча содержит аммиак, а он обладает отбеливающими свойствами.
Профессия сборщика мочи была не самой престижной, но довольно важной. Одни работали в общественных туалетах и добывали оттуда драгоценное жидкое золото. Другие, эдакие вольные художники, в буквальном смысле ходили по домам и сливали содержимое ночных горшков в один большой чан. Затем всё это за неплохие деньги продавалось кожевенникам и прачкам. А ещё садоводам — жидкостью удобряли гранатные деревья.
Но что интереснее всего, некоторые господа (возможно, и дамы), особенно заинтересованные в белизне улыбки, полоскали рот мочой. Римский поэт Катулл иронично упоминает о таких индивидуумах. Обычай, по его словам, был особенно распространён на территории современной Испании.
Кстати, по имени упомянутого Веспасиана в современных языках до сих пор называют общественные писсуары: во Франции vespasiennes, в Италии vespasiani и в Румынии vespasiene. Прославился на века.
2. Общие туалетные губки
Взгляните на это изображение. Это современная реплика одного римского инструмента, который назывался ксилоспонгий, или терсорий. Просто губка на палочке, которую древние римляне применяли так же, как мы сейчас — туалетную бумагу. Скажете, это лучше, чем пользоваться лопухом? Как бы не так.
Ксилоспонгий был многоразовым и общим. Схема использования такая: сделали свои дела, подтёрлись губкой, положили её в ведро с раствором воды, соли и уксуса — кому надо, возьмёт ещё. А при необходимости инструмент можно было также применить как туалетный ёршик — прочистить сток.
Естественно, общая туалетная щётка способствовала распространению самых разных болезней и кишечных паразитов. Её меняли, только когда она начинала рассыпаться.
Сохранилось свидетельство поэта Сенеки, как один германский гладиатор‑бестиарий, побоявшийся сражаться на арене с дикими зверями, свёл счёты с жизнью с помощью использованного ксилоспонгия. Засунул его себе в горло и задохнулся. Фу, правда?
3. Взрывы, потопы и гости из канализации
Вообще в Риме туалеты были весьма странным местом — хотя бы потому, что они были не такими уединёнными, как сейчас, и служили площадкой для общественных собраний. Перегородок в них не имелось — римляне проще относились к личному пространству. В некоторых туалетах могли одновременно находиться по 80 человек.
Не было зазорным встретиться с товарищем или коллегой в уборной и, сидя на унитазе, обсуждать с ним погоду или деловые вопросы.
Это придавало разговору доверительности. Не будет же человек в таком положении врать вам в глаза.
Но при этом каждый поход в общественную уборную был связан с определёнными опасностями. И дело даже не в крысах или змеях, которые могли прятаться в нужниках и кусать посетителей за самые уязвимые части тела. Каждый римлянин, отправляя естественные потребности, рисковал взлететь на воздух.
В хвалёной римской канализации, или клоаке, накапливались горючие газы, в частности метан и сероводород. Если туалет был построен достаточно давно, могло хватить одной искры, чтобы вызвать взрыв.
Вряд ли он привёл бы к жертвам, но известны случаи, когда из отверстий в древних унитазах вырывалось пламя, поджигавшее римлянам волосы в самых разных местах. А во время паводков оттуда хлестала вода с фекалиями.
Даже крутые ребята с собственным унитазом, отходы из которого сливались прямо в море, не были застрахованы от неприятностей. Римский автор Клавдий Элиан описал, что произошло в городе Путеолы с одним богатым пиренейским купцом, чья уборная была соединена с океаном. Как‑то раз оттуда вылез осьминог, поднявшийся в дом по сточной канаве. Он добрался до кладовой и начал поедать там рыбу.
Неудивительного, что римляне считали сортир дурным и опасным местом. У них даже были боги туалетов, которым молились, прежде чем справлять свои надобности.
Стеркулий, бог экскрементов и удобрений, Клоацина, богиня канализации, и Крепит, бог унитазов, — всем этим ребятам римляне приносили хвалу и жертвенные подарки, чтобы те сберегли их во время походов по нужде. А иногда туалетные залы были уставлены статуями богини Фортуны — на удачу.
4. Коррумпированные пожарные
Рим во все времена страдал от возгораний. Великий пожар, который якобы устроил Нерон (на самом деле император был невиновен), — не первый и не единственный. Город регулярно горел и отстраивался заново.
Простым римлянам официально запрещалось иметь в своих квартирах кухни и разжигать огонь, поэтому они были вынуждены обедать в общепитах, но ситуацию это исправляло не сильно. Неудивительно, учитывая предыдущий пункт про метан. Зайдёт кто‑нибудь со свечкой в уборную — взрыв газа, и пол‑Рима в огне. Да, примерно так всё и было.
Поначалу в Риме никаких пожарных частей не имелось, но позже, во времена Республики, стали организовываться отряды так называемых ночных триумвиров, triumviri nocturni. Эти ребята тушили огонь пропитанными уксусом тряпками. Вот только прежде чем приступать к работе, они сначала требовали с погорельцев денег.
Нет с собой наличных? Так сходите в дом через улицу, займите, мы тут постоим. Соседям скажите, чтобы тоже скинулись, пока огонь на их крышу не переметнулся.
Самая известная пожарная бригада принадлежала одному из современников Гая Юлия Цезаря — Марку Лицинию Крассу. Настоящие профессионалы. Приедут на вызов — и сразу скупают вашу горящую недвижимость по дешёвке, чтобы потом отстроить и продать с выгодой. Не хотите продавать собственность — ну, пусть горит. Неудивительно, что с такими сотрудниками Красс нажил целое состояние.
5. Радикальные методы контрацепции
В Древнем Риме ценилась малодетность. Лучше иметь 2–3 детей, но воспитанных на совесть, настоящими римскими гражданами, чем десяток необразованных плебеев, правда? Поэтому контроль рождаемости был очень важен.
Например, дама могла взять «волосатого паука с двумя полосками на спине» (видимо, речь о сольпуге) и завернуть его в кусочек оленьей шкуры, а затем использовать вместо прокладки и смело идти на свидание. Это идеальный контрацептив — Плиний Старший не даст соврать. Мужчине же этот учёный господин советует перед ухаживанием за возлюбленной натереть своё «естество» соком можжевельника.
Если паук и можжевельник не сработают, есть более суровый метод.
Дело в том, что с точки зрения римского права ребёнок не считался одушевлённым созданием до тех пор, пока у него не прорежутся зубы и он не сможет употреблять твёрдую пищу. А следовательно, избавиться от него можно было и после его рождения — закон не запрещал.
6. Энергетические напитки из навоза и уксуса
У римлян не было пластырей, но они легко нашли им замену. Так, по словам Плиния Старшего, мелкие порезы и ссадины лучше всего залеплять сухим козьим навозом, который собирали по весне.
Перед тем, как прикладывать к ране, стоит пожевать его, чтобы размягчить слюной. А если сверху паутиной замотать, то вообще идеально получится. Этот рецепт народной медицины сыны Ромула почерпнули у греков.
У козьего навоза имелось и более оригинальное назначение. Например, римские атлеты смешивали его с уксусом, разогревали на огне и пили в качестве энергетика, чтобы увеличить свою выносливость.
Во все времена спортсмены были одержимы идеей, что надо съесть или выпить что‑нибудь отвратительное, чтобы стать сильнее.
Также козий помёт пили возничие, чтобы подолгу не спать, погоняя своих мулов. Плиний отметил, что особенно ценил такой энергетик сам император Нерон. Если под рукой не было сушёного навоза и уксуса, сгодилась бы и простая зола, разведённая водой. Такой напиток, по мнению гладиаторов, облегчал восстановление от ран.
7. Косметика и лекарства из пота гладиаторов
Кстати о гладиаторах. Если вы думаете, что эти ребята занимались одними глупостями, потешая толпу в амфитеатрах, то ничего подобного. В отличие от современных бойцов UFC, они не только устраивали шоу, но и приносили реальную пользу. Особенно в сфере здравоохранения.
Например, после поединков специально обученные сотрудники амфитеатров обмазывали победивших гладиаторов маслом, а затем соскабливали его вместе с потом, салом и омертвевшей кожей. Для этого применялся специальный скребок под названием стригил — опять‑таки греческое изобретение.
Полученную аппетитную и ароматную субстанцию закупоривали в бутылки и продавали римлянкам. Женщины наносили её на лицо, как крем.
Считалось, что смесь обладает свойствами афродизиака, и красавица, натирающаяся ею, станет окончательно неотразимой. Видимо, римляне полагали: ничто не возбуждает сильнее, чем сальные выделения какого‑то незнакомого мужика на лице вашей любимой женщины.
Если же гладиатор в бою проливал больше крови, чем пота, — ей тоже находилось применение, поскольку она считалась отличным лекарством от головных болей и даже эпилепсии. Обычно поединки на арене заканчивались ранами, но не смертью, так что даже проигравший боец мог подзаработать.
8. Соус из гнилой рыбы
Римляне любили поесть, но представления о вкусной и полезной пище у них были, мягко говоря, странными. Так, например, любимой приправой у них был рыбный соус под названием гарум.
Способ приготовления такой: берём мелкую рыбу, не чистим, не потрошим — это не про римлян. Помещаем в бочку с солёной водой и оставляем на солнцепёке на два или три месяца до тех пор, пока желудочные ферменты рыбы не заставят её превратиться в жидкое, дурно пахнущее нечто. Полученную субстанцию можно употреблять с любым блюдом для придания вкуса.
Из‑за тонкого аромата гарума готовить его в городах римскими законами строго запрещалось.
Его привозили уже готовым из провинций в туго запечатанных глиняных бутылках. Хотите навредить кому‑нибудь? Киньте одну такую ему в окно, и несчастному придётся переехать. А старый дом сжечь, потому что продать его уже не получится.
Помимо применения в кулинарных целях, гарум употребляли как лекарство при поносе (историки не сохранили свидетельств, насколько хорошо он помогал), а также натирали им места укусов собак и нарывы. Гарум служил римлянам важным источником различных солей и минералов, а также кишечных паразитов — гельминтов, таких как широкий лентец.
9. И другая изысканная римская кулинария
Что же сбрызгивали этим божественным соусом? Разные слои общества питались по‑разному. Например, богачи ели соней — хомяков таких, похожих одновременно на мышей и белок.
Берём соню, запихиваем в глиняный сосуд так, чтобы только голова торчала, и откармливаем. Когда грызун заполнит кувшин — разбиваем и готовим. Можно и прямо в глине запечь — но помните, что отверстия для удаления мышиных фекалий в кувшине не предусмотрено.
Ещё один интересный рецепт: берём неощипанного дрозда, начиняем его кашей и варёным свиным выменем, запекаем. Очень вкусно.
Если вы богач, замените свиное вымя на соловьиные языки.
Дошедшая до нас римская кулинарная книга De Re Coquinaria, «Искусство готовить», приписываемая Марку Гавиусу Апицию, содержит более экстравагантные кушанья.
Например, мозговые колбасы (свиные мозги, яйца и травы), печёночные кромески (свиная печень, завёрнутая в кишечник, и мозги), фаршированные огурцы тушёные с мозгами, розовый пирог с начинкой из лепестков роз и мозгов и оладьи из тыквы — естественно, начинённые мозгами. Живи Апиций сейчас, можно было бы предположить, что он большой фанат зомби‑хорроров.
Вместо сахара римляне использовали ацетат свинца. Особенно им хорошо вино подслащивать: оно в те времена было очень кислым и больше напоминало уксус, чем современные десертные сорта. А то, что органы отказывать начинают и бесплодие со слабоумием дают о себе знать — так это боги разгневались.
А ещё у богачей были компоты, а также финики с мёдом, тосты, заварные кремы и фрукты, подаваемые со взбитыми сливками. Римский десерт, по крайней мере, неплох.
Простые римляне ели не так вкусно. Из‑за того, что в те времена селекция еще не достигла таких высот, как сейчас, говядины и баранины было крайне мало. Овцы, козы и коровы не вышли размерами, и их в основном доили, а не употребляли в пищу. На убой шли свиньи, но и их ели только по праздникам.
Главные блюда простолюдинов — каша и хлеб на завтрак, обед и ужин. Пшеница и просо были основным источником калорий, и подобная диета приводила ко множеству заболеваний, в том числе анемии и проблемам с зубами и полостью рта.
Читайте также 🧐 8 бессмертных советов по продуктивности от древних философов 9 заблуждений о Древней Греции, с которыми пора попрощаться 8 заблуждений о Древнем Риме, в которые мы верим совершенно зря