После просмотра так и хочется сказать: «Ай-яй-яй, Серёжка!»
10 октября в кинотеатрах вышел фильм «Руки вверх!» про популярную группу. В производстве художественного байопика поучаствовал продакшен Сергея Жукова. Вокалиста в разных возрастах сыграли трое: сам Жуков, его сын Энджел и актёр Влад Прохоров. В эпизодах появились клавишник группы Алексей Потехин, а ещё жена и дети солиста. Рассказываем, какой получилась эта картина.
О чём фильм
Наши дни, Сергей Жуков в роли самого себя просыпается в больнице. Вторая операция по удалению грыжи прошла не очень успешно. Врачи во главе с лечащим (Леонид Ярмольник) собирают консилиум, но медлят с решением. Артисту приходится провести некоторое время в палате — подходящий момент, чтобы вспомнить годы юности.
Вместе с Сергеем зритель перемещается в прошлое. Детство в Димитровграде: бедность, презрение сверстников и мечты «стать как Beatles». Самара периода работы на радио: тусовки, много музыки и знакомство с Потехиным. Москва: первые успехи и сложности, продюсер — бандит, туры на износ и снова бедность.
Путь Жукова был труден, сумбурен и долог. Зрителям предлагают узнать, как он превратился из простого мальчишки в одну из главных поп-звёзд 90-х.
Кто работал над фильмом «Руки вверх!»
Производством занимались три студии, в том числе компания самого Жукова. Это первый полнометражный фильм «Руки Вверх! Продакшн», известного по сериалам «Плакса» и «Евгенич». В сериале «Плакса» про девочку-аутсайдера, которая организует школьную группу, Жуков задействовал свою дочь Нику. А в «Евгениче» он сам сыграл главную роль.
На позицию режиссёра байопика позвали казахского кинематографиста Аскара Узабаева — бывшего участника КВН и клипмейкера. Он снял проходную «Тёщу» с Ларисой Гузеевой и успешную казахскую комедию «Коктейль для звезды» про девушку, мечтающую стать знаменитой.
Сценарий к фильму написали Сергей Калужанов («Мира», «Мажор. Фильм») и Михаил Погосов («Бар „МоскваЧики“», «Мальдивы подождут»). Сергей Жуков не только предоставил сценаристам свои дневники и тетради для погружения в материал, но и сам поучаствовал в процессе работы. А ещё привлёк коллег — игрока КВН Вадима Бакунева и Алексея Екса («Плакса» и «Евгенич»).
Неудивительно, что у такой команды вышел не фильм, а что-то похожее на сборник кавээновских скетчей по мотивам воспоминаний Жукова. Их собрали в клип длиной в полтора часа.
Повествование в фильме «Руки вверх!» очень рваное
Сложилось впечатление, что авторы слишком сильно вдохновились байками и анекдотами из жизни группы. И их можно понять: истории действительно интересные.
К примеру, одна фанатка порезала Сергея, а потом попыталась приворожить. Музыканты впервые получили большие деньги за выступление — и произошёл дефолт. Жукову прислали отравленные персики. Но увлечение деталями и бэкграундом помешало авторам выстроить стройную историю с понятной логикой повествования и грамотным монтажом.
Фильм бьётся на миллион небольших сюжетов, которые просто идут друг за другом. Монтаж настолько непоследователен, что часто сбивает с толку. В кадре постоянно то возникают, то бесследно пропадают люди, о которых зритель ничего не знает и не узнает. Банально, но у участников группы «Руки вверх!», помимо Потехина и Жукова, даже нет имён, да и слов маловато, хотя большую часть фильма занимают туры с их присутствием.
Вместо того чтобы раскрывать персонажей, авторы уделяют много внимания клиповым приёмам. Чтобы показать первый тур группы, они ставят технически сложную сцену. В ней камера разворачивается внутри автобуса на 360 градусов, а перед объективом меняются сценки и пейзажи за окном. Вот только этот эпизод бессодержателен.
Зрителю не дают никакой информации о том, как никому не известная группа смогла устроить sold out по всей России. Ведь у неё пару минут назад не было даже названия, а слушали её только на рынке, где торгуют кассетами. Когда и как были написаны песни для концертов, ведь недавно их было всего две? Откуда появились бесчисленные фанатки, осаждающие автобус в туре?
Чтобы связать историю воедино, авторы придумали рамочную структуру и ввели в повествование Сергея из настоящего. Но периодические возвращения в реальность производят удручающий эффект.
Сергей в юности, которого сыграл начинающий актёр Влад Прохоров, не только внешне, но и пластически совсем не похож на современного. Поэтому связать в голове эти две линии получается с трудом. К тому же больничные цвета, Жуков в болезненном гриме, патетические разговоры о жизненной силе и неизбежности смерти производят совсем уж гнетущий эффект, хочется скорее вернуться в прошлое.
Кажется, такому обширному материалу больше подошёл бы сериальный формат. Он дал бы авторам пространство для раскрытия персонажей и любования милыми деталями эпохи.
Периодически фильм превращается то ли в корпоративное, то ли в свадебное видео
В теории, эпизодическая структура кажется подходящей для байопика, но фильм «Руки вверх!» теряется в своей форме, жонглируя форматами и способом рассказа.
Авторы сначала добавляют хронику 90-х годов, а потом реконструируют её и вставляют кадры с концертов 2023 года. Ближе к концу фильм окончательно запутывается сам в себе и начинает напоминать видео к годовщине свадьбы Жукова и его жены Регины. Видимо, этот эпизод вставили, просто чтобы порадовать пару, сюжетно он никак не обоснован. Первая жена Жукова в фильме не появляется вообще.
Но настоящий прокол создателей — совершенно безвкусная концовка с коллажем из фото и видео фанатов группы. На этом моменте фильм окончательно утрачивает свой художественный статус и превращается в корпоративную презентацию бренда «Сергей Жуков».
Из-за нагромождения форматов теряется основная мысль фильма. А есть ли она вообще? Авторы утверждают, что хотели рассказать историю Золушки: о том, как простой парень из Димитровграда собирает гигантские стадионы. К сожалению, в фильме проследить эту линию крайне сложно. Зато здорово читается мысль о том, какой же Сергей Жуков хороший человек.
В фильме почти нет конфликта, а главному герою сложно сопереживать
Чрезвычайная приятность главного героя отдаляет его от жизни и делает совершенно картонным. Кажется, в Жукове нет ни одной не то что негативной, но даже спорной черты. Фанатов он обожает, деньги презирает, всем помогает и обо всех заботится, всё прощает, семью любит.
И получается у него всё играючи: переехать в Москву? Уже там. Написать хит? Два доширака и лепет соседского ребёнка — вот и готова песня «Малыш». Режиссёр клипа заболел, съёмки откладываются? «Значит, я буду режиссировать сам!»
Все острые углы и конфликтные моменты создатели обошли. Например, ответа на вопрос, почему же распалась группа, в фильме нет. А единственная ссора участников настолько надумана, что прямо противоречит и реальности, и сюжету.
Потехин ни с того ни с сего заявляет, что фанаты любят группу только из-за него, а Жуков всегда будет на вторых ролях. И это происходит после того, как весь фильм зрителей заваливали сюжетами про безумных влюблённых фанаток солиста. Кстати, главный герой прощает своего напарника уже в следующем эпизоде.
Как вообще началась дружба двух героев, тоже понять непросто. По сюжету фильма Жуков отказывает Потехину в работе на радио — тот плохо прочитал объявления и отпустил несколько некорректных шуток. Но через три минуты знакомства Потехин зовёт героя пить пиво, после чего волшебным образом получает работу. Ещё через два эпизода Жуков уже предлагает создать группу, хотя зрителям вообще не рассказывали, что Потехин занимается музыкой.
Хоть фильм и называется «Руки вверх!», быстро становится понятно, что он не про группу, а про Жукова. Потехин здесь превращается в персонажа-функцию, который должен оттенять гений главного героя. Он вышел слишком схематичным и кажется совершенно ненужным.
Лучшее в фильме «Руки вверх!» — костюмы и песни
Алексей Потехин передал фильму свои футболки с Брюсом Ли и куртки Montana, а Сергей Жуков — технику: клавишные и драм-машину. Стилисты и дизайнеры проделали огромную работу, чтобы одежда соответствовала времени. Поэтому зрители увидят не просто кожаные куртки и варёнки, а действительно безумные сочетания, которые можно представить только в 90-е.
Музыку к фильму написал Сергей Жуков. И это очень классно, ведь он создал саундтрек в стиле «Руки вверх!». Жаль только, что звучит он не к месту и совершенно промахивается по тональности. Уже с первого эпизода блёклые отзвуки евродэнса сопровождают Сергея на больничную койку. Может показаться, что Жукова привезли с концерта или у него алкогольное опьянение, но нет, позже зрителям сообщают, что он был на операции.
Зато все культовые песни группы «Руки вверх!» на месте. Они звучат всё так же энергично, танцевально и ностальгически.
Что в итоге
Судя по фильму, больным местом Жукова долгое время было его простое происхождение. Дуэт частенько называли «колхозом» в негативном ключе. Тогда Жуков задался целью показать, что в провинции тоже есть таланты, и решил превратить это ругательство в нечто положительное. Так вот, байопик про Жукова вышел под стать своему герою — совершенно колхозным.
При этом самым преданным фанатам группы всё равно найдётся на что посмотреть. Порадовать могут и харизматичный Влад Прохоров в роли молодого Жукова, и очаровательный сын солиста Энджел. К тому же в фильме много забавных историй из жизни группы с налётом шарма 90-х. И, конечно же, песен, которые после просмотра заедают в голове ещё на неделю вперёд.
А историю становления фанаты знают наизусть и без проработанного сценария, так что отсутствием логики их не обмануть — заполнят пробелы самостоятельно.
Выбирайте, что посмотреть вечером 🔥 30 хороших фильмов, основанных на реальных событиях 20 биографических фильмов, которые захватывают не меньше придуманных историй 17 лучших фильмов и сериалов про музыкантов 10 биографических сериалов, которые покажут знаменитостей с неожиданной стороны