Фильмы Гильермо дель Торо всё ещё выглядят намного лучше.
19 сентября в российский прокат выходит фильм «Хеллбой: Проклятие Горбуна». Это третий перезапуск франшизы, основанной на комиксах Майка Миньолы об одноимённом персонаже.
Уже по первым трейлерам стало понятно, что картина будет выглядеть довольно дёшево. Но на этот раз за режиссуру взялся Брайан Тейлор, которого многие знают по дилогии «Адреналин» и сериалу «Хэппи». Это заставляло надеяться на обилие экшена и жестокости. Увы, на самом деле «Проклятие горбуна» выглядит скорее скучно. Спасают лишь элементы хоррора и чёрный юмор.
О чём фильм
В 1959 году Хеллбой (Джек Кеси) вместе с сотрудницей «Бюро паранормальных исследований и обороны» Джо (Аделин Рудольф) перевозят поездом опасный груз — самого ядовитого паука в мире, в которого ещё и вселился демон. Неожиданно монстр отходит от седативных, опрокидывает вагон и вырывается на свободу.
В поисках связи напарники приходят в деревушку и узнают, что там орудует ведьма. Они встречают Тома Феррелла (Джефферсон Уайт), который когда-то тоже попал под её влияние, и решают разобраться со сверхъестественной проблемой. Оказывается, всё это связано с неким Горбуном, а заодно и с прошлым самого Хеллбоя.
«Хеллбой: Проклятие Горбуна» начинается бодро, а дальше становится скучно
Завязка фильма производит обманчивое впечатление. Действие стартует без вступления и каких-либо разъяснений. Зрителя сразу забрасывают в обычный день Хеллбоя: через три минуты после начала герой уже будет драться в лесу с гигантским пауком, поминутно ругаясь на всё вокруг.
Но на самом деле это обман. Недолгая экшен-сцена так и останется единственной настолько энергичной за весь фильм. Это вроде бы неплохо. Есть картины, которые сначала привлекают бодрым вступлением, а потом снижают темп и только выигрывают от этого — взять хотя бы знаменитую «Войну миров Z».
Но не зря у Брайана Тейлора зрители помнят и любят «Адреналин» и «Геймера», а не «Патологию», — он гораздо лучше умеет показывать веселье и драйв, чем неспешный напряжённый сюжет. С темпом у «Хеллбоя» беда. Действие развивается примерно так: персонажи приходят в один дом и встречают там друга, в следующем — сталкиваются с врагом, в третьем — снова находят друга и очередных противников.
Причём «сталкиваются» здесь не значит, что будет какая-то жестокая драка. Помните, как ругали предыдущую экранизацию «Хеллбоя» 2019 года, поскольку там злодейка Нимуэ (Милла Йовович) почти весь фильм стояла и размахивала руками? Так вот, здесь чуть ли не половину хронометража все герои топчутся на месте и разговаривают. И это совсем не те захватывающие диалоги в стиле Тарантино.
Спасает лишь чёрный юмор. Тут, кстати, нужно отдать должное локализаторам: забавно поработали над неграмотной речью деревенских жителей. А Хеллбой хоть и держится в рамках цензуры российского проката, но буквально через слово отпускает всякие грубые и остроумные комментарии. Так что хотя бы есть над чем посмеяться.
Оригинальный комикс экранизируют почти покадрово
С фильмами по «Хеллбою» связана печально-ироничная история. Дело в том, что за 20 лет франшизу перезапускают уже в третий раз. Конечно, многие фанаты до сих пор любят первую дилогию Гильермо дель Торо — именно этот режиссёр умеет идеально совмещать хоррор и фэнтези, так подходящие этой серии. А Рон Перлман отлично вписался в образ Парня из пекла.
Потом долго говорили о третьей части, но она так и не состоялась. В 2019 году вышел перезапуск от Нила Маршалла, где сыграл уже Дэвид Харбор, а историю появления Хеллбоя пересказали с самого начала. Вроде бы к фильму тоже планировали сиквел, но после провала в прокате проект прикрыли. Маршалл потом жаловался, что его отстранили чуть ли не на середине производства, а Харбор во время работы даже отказывался переснимать дубли, из-за чего картина получилась совсем нескладной.
Теперь «Хеллбой» начинает заново уже в третий раз. И скорее всего, снова без перспектив. Злая ирония в том, что на страницах комикса серию не перезапускали ни разу! Оригинальный «Хеллбой» — одна продолжительная история, без отмен и обнулений. Но именно ей так не везёт с экранизациями — мультфильмы не берём, они, кстати, хороши и каноничны.
Для поклонников комиксов и любителей точных адаптаций новый фильм может стать хотя бы частичным подарком. Потому что «Хеллбой» никогда ещё не был так близок к оригиналу. Брайан Тейлор взял за основу арку «Горбун» 2008 года и скопировал многие сцены почти покадрово. Мало того, в фильм даже вставили «рецепт» изготовления «ведьминых шариков», который описан в постскриптуме одного из выпусков.
Для режиссёра это, кстати, не первый опыт такого подхода — первый эпизод сериала «Хэппи», который поставил тот же Тейлор, максимально близок к первоисточнику (вплоть до сцены секса маньяка в костюме краба и девушки по вызову с крыльями ангела).
Единственная странность — в сюжет добавили героиню Джо, которой не было в оригинале. Ей буквально додумывают новую линию. Хотя, возможно, если этого не знать, то искусственность не так заметна.
А ещё авторы не пересказывают в подробностях историю появления Хеллбоя, а посвящают этому только пару флешбэков. С одной стороны, это можно считать минусом — случайно пришедший в кинотеатр человек так толком и не поймёт, что у героя с рукой, почему он борется со злом и спиливает себе рога.
С другой, кажется, что «Проклятие горбуна» — слишком нишевая картина и подавляющее большинство зрителей будет из тех, кто смотрел хотя бы работы Гильермо дель Торо, а может, и фильм Маршалла. В третий раз им было бы скучно наблюдать историю становления Парня из пекла и его борьбу со своей демонической составляющей.
На самом деле с учётом локальности сюжета нового фильма его и вовсе можно считать не перезапуском, а просто маленькой историей из любой из предыдущих франшиз. Хотя сменился не только исполнитель главной роли, но и его грим — странным образом он выглядит хуже, чем в картинах 20-летней давности. К счастью, персонажу хотя бы оставили живое лицо в отличие от версии 2019 года, где у Хеллбоя двигался только рот на фоне неподвижной маски.
Фильм напоминает дешёвый хоррор категории B
На значительную часть претензий к новому «Хеллбою» , особенно к визуальному ряду, можно ответить одним фактом. Бюджет картины пока не раскрывают, но, по слухам, он составляет порядка 20–25 миллионов долларов.
Даже в версию 2019 года вложили вдвое больше. Не говоря уже о картинах дель Торо, стоивших 66 и 85 миллионов, а это 20 лет назад — не забывайте про инфляцию.
Так что «Проклятие горбуна» уже в своей основе низкобюжетный фильм, в который авторам было нужно как-то уместить фэнтезийных существ и хотя бы немного экшена — ни о какой «Золотой армии» или масштабных съёмках на открытом пространстве речи не может идти.
Поэтому у создателей оставалась единственная возможность — превратить всё в недорогой хоррор категории B, сделав действие более камерным и спрятав все недостатки в темноте. Последнее, кстати, тоже соответствует бледной картинке оригинала.
Основная и самая напряжённая часть фильма будто пришла из ужасов сорокалетней давности: герои оказываются заперты в церкви, а снаружи их окружает нечисть, которая не может зайти на святую землю, — этакий «Вий» на максималках.
Как ни удивительно, здесь есть несколько толковых скримеров. А ещё очень хочется похвалить создателей за саунд-дизайн: на фоне почти беспрерывно что-то мерзко хрустит, скрипит и щёлкает — опять же, как в старых ужасах. Ну а заодно в кадре бегают всяческие насекомые, одержимые люди вылезают из собственной кожи, а змея может появиться из самого неожиданного места на теле.
По итогу с новым «Хеллбоем» получается сложная ситуация. Значительная часть зрителей знает и любит его по первой дилогии. Но как раз им «Проклятие горбуна» наверняка не понравится: это гораздо более дешёвый фильм, утративший весь размах и атмосферу тёмного фэнтези.
Полюбить его есть шанс только у фанатов оригинального комикса, которые просто хотят увидеть визуализацию «Горбуна» — типичную маленькую историю про героя. Понравиться может и просто поклонникам старых дешёвых хорроров, которые не замахиваются на приставку «пост», глубокий смысл и даже крутую графику, а просто пугают мерзким гримом, звуками и атмосферой. Остальным лучше просто пропустить этот фильм.
Недавние премьеры 🔥 «Битлджус Битлджус» — весёлое возвращение Тима Бёртона к лучшим временам своего творчества «Любовь зла» — кринж-комедия с Кологривым, которую лучше не смотреть. Мы предупредили! Джеки Чана омолодили, но «Легенду» это не спасло: почему фильм со знаменитым актёром не удался Без «Бухгалтера», но с Кологривым: какой получилась первая серия «Комбинации»