Орлеанская дева не сражалась на поле боя, но зато дружила с Синей Бородой и избивала женщин лёгкого поведения.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
1. Жанна не носила фамилию д’Арк
Имя «Жанна д’Арк» знакомо всем, кто мало‑мальски знает историю. Однако если бы вы назвали так национальную героиню Франции в личном разговоре, она бы не поняла, к кому вы обращаетесь.
Дело в том, что фамилию «д’Арк» Жанне присвоили по крайней мере в XIX веке. Во французских именах XV века же апострофы никогда не использовались, и это приводило к многочисленным путаницам между людьми и географическими названиями.
Д’Арк означает «из Арка», но Жанна родилась и выросла в деревне Домреми.
Из Арка же был её отец, Жак. И его фамилия, возможно, действительно была Дарк. Ну или Дарс, Дай, Даркс, Даре, Тарк, Тарт или Дарт — в разных источниках она упоминается по крайней мере в девяти различных формах. В XV веке летописцы не слишком сильно заморачивались с орфографией, поэтому как точно звали родителя Жанны, мы не знаем.
С матерью Жанны тоже не всё просто: её могли звать как Изабель Роме, так и Изабель де Вотон, причём у обеих фамилий были разные вариации написания. И Роме, строго говоря, не фамилия, а приставка, которую прицепляли ко всем, кто совершал паломничество в Рим.
На допросе англичан Жанна вообще заявила, что не знает своей фамилии. В сохранившихся документах XV века она подписывалась просто Jehanne. Это слово и крестик — единственное, что она могла написать своей рукой, потому что была безграмотна. В разговоре же героиня называла себя Jehanne la Pucelle, что значит «девица Жанна» или «девственница Жанна».
2. Семья Жанны не была бедной
Традиционно Жанну д’Арк представляют простой бедной крестьянской девушкой, которая услышала глас Божий. Он повелел ей отбросить от рубежей родной Франции полки агрессивно настроенных англичан. Жанна пошла к королю, тот выдал ей войско, и она стала военачальницей и защитницей Франции.
Но это слегка неверная версия событий: на самом деле девушка происходила вовсе не из нищей семьи. Её отец Жак был дуайеном, то есть старшиной деревни. Он обладал собственным поместьем и 20 акрами земли — сельхозугодьями, лугами и даже лесом. Кроме того, Жак служил на должности фискального прокурора, занимавшегося сбором штрафов и налогов.
Годовой доход семьи Жанны составлял примерно 200 франков, а это тогда была очень значительная сумма.
Почему же Жанну представляют бедной? Ну, когда нищая девчонка становится военачальницей — это круто. А если то же происходит с представительницей среднего класса, история становится не такой захватывающей.
3. Жанну преследовали голоса в голове
Примерно в возрасте 13 лет простая девочка Жанна из Домреми стала слышать голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и великомученицы Маргариты Антиохийской. Они настойчиво повторяли, что именно ей суждено изгнать из Франции английских захватчиков (напомним: на тот момент больше 80 лет тянулась Столетняя война).
Когда Жанне исполнилось 16, она отправилась к местному капитану Роберу де Бодрикуру с просьбой дать ей отряд рыцарей, чтобы бить англичан. В первый раз тот слегка усомнился в целесообразности таких мер и отправил Жанну восвояси.
Но через год она вернулась, и капитан, впечатлённый её настойчивостью, помог ей добраться до самого наследника французского престола.
Карл VII решил, что непорочная девушка, слышащая святых, станет отличным символом для французского воинства. Он приказал выдать ей доспехи, коня и знамя. И понеслось.
Когда кто‑то в наши дни говорит, что слышит голоса, к нему начинают относиться с подозрением. Но в Средневековье это считалось нормальным. Просто так с тобой говорят либо Бог и его посланники — тогда всё в порядке, либо Сатана — а вот тут всё уже совсем не здорово.
Современные неврологи полагают, что источником голосов в голове Жанны была идиопатическая парциальная эпилепсия со слуховым расстройством. Это генетическая болезнь, которая поражает часть мозга и вызывает слуховые галлюцинации.
Жанна упоминала, что голоса святых звучали в её голове яснее всего, когда она слышала колокольный звон — по мнению неврологов из университета Фоджа и Болонского университета, громкие звуки являются триггером для больных с таким расстройством.
Другая версия, также допускаемая историками: у Жаннет была банальная шизофрения.
4. Жанна не сражалась на поле боя
Жанну нередко изображают скачущей впереди французского воинства и лично ведущей солдат в атаку. Некоторые даже представляют её военачальницей, которая лично разрабатывала планы противодействия англичанам. Но это не так.
Жанна не принимала участия в боевых действиях, ограничиваясь ролью символа, сплачивающего французских солдат и напоминающего им, что с ними Бог. Она сама признавалась в этом на допросе у англичан.
Я любила своё знамя в 40 раз больше, чем свой меч. И когда я пошла против своего врага, я несла только знамя, чтобы никого не убить. Я никогда не убивала человека.
Жанна д’Арк
Некоторые рыцари, которые якобы знали Жанну лично, утверждали, что эта девушка была лучше «самого опытного полководца в предводительстве и построении армий, в ведении войны». А ещё «в обращении с пикой и размещении артиллерии действовала она с благоразумием и проницательностью».
Но историки полагают, что эти благородные французские шевалье просто слегка преувеличивали, чтобы заставить своих подданных поверить в непобедимость и крутость Орлеанской девы. Ведь боевой дух явно будет выше, когда тебе отдают приказы не какие‑то зажравшиеся дворяне, а святая, устами которой говорит сам Господь.
5. Но зато избивала женщин лёгкого поведения
Хотя Жанна не принимала участия в боевых действиях, она всё-таки применяла оружие. У неё было два меча — прямо как у ведьмака Геральта. Правда, в отличие от последнего, она не умела ими пользоваться. Но они ей нравились, потому что «отлично подходили для нанесения сильных ударов и уколов».
Первый свой меч Жанна получила в часовне святой Екатерины Фьербуа. По легенде, он принадлежал герою битвы при Пуатье Карлу Мартеллу. Меч, правда, был старый и ржавый, но для Жанны его почистили.
Эта реликвия не особо проявила себя в бою, но зато помогала поддерживать моральные качества и душевную чистоту присягнувших Жанне рыцарей.
Например, когда Орлеанская дева обнаружила, что её воины привели в лагерь двух проституток, то избила незадачливых секс‑работниц мечом плашмя так сильно, что клинок сломался. Это вызвало недовольство лично короля Карла VII, который заметил, что негоже так обращаться со священными реликвиями. Кроме того, величество выразило удивление: зачем бить женщин лёгкого поведения мечом, когда для этих целей следует использовать палку?
После поломки орудия святой Екатерины Фьербуа Жанне дали меч некоего Франке д’Арраса — бургундца, взятого в плен в сражении при Ланьи. Видимо, французы решили, что лучше уж пусть Орлеанская дева носит оружие, которое не жалко будет сломать.
Вообще, конфликты Жанны с её воинством не ограничивались избиением проституток. Упоминалось, что она обладала довольно вспыльчивым характером и орала на рыцарей, которые сквернословили, играли в азартные игры, пропускали мессу и недостаточно соответствовали высоким стандартам святых защитников Франции.
Кроме того, она щедро раздавала пощёчины прибившимся к армии шотландским солдатам, которые воровали продовольствие из обоза, и отчитывала командиров французского воинства за недостаточное рвение во время сражений.
6. Жанну сожгли за ношение мужской одежды и попытку самоубийства
Жанна «командовала» французскими войсками не особо долго — чуть больше года. Во время освобождения города Компьен, осаждённого бургундцами, её взяли в плен и за 10 000 золотых ливров продали англичанам.
Те стали решать, как от неё избавиться. Вроде и казнить нельзя — военнопленная. Но и оставлять в живых как‑то неудобно: символ французского сопротивления всё-таки. В итоге решили передать её инквизиции под суд Пьера Кошона, епископа Бове. Тот рассусоливать не стал и быстро состряпал обвинения.
Считается, что Жанну сожгли за колдовство, но на самом деле претензии английского правосудия к Орлеанской деве были немного другими.
В начале было выдвинуто 70 обвинений, в том числе — в использовании чёрной магии. Но после нескольких месяцев следствия список сократился до 12. От намерения уличить Жаннет в колдовстве отказались, зато обвинили в ереси.
Дело в том, что святые в её голове говорили по‑французски, чего быть никак не могло: всем разумным людям было известно, что они изъясняются исключительно на чистейшем английском с оксфордским акцентом. По крайней мере, так считал кардинал Винчестерский, а он ерунды не скажет. А значит, Жанна — еретичка.
Кроме того, она нарушала божественный закон, нося мужскую одежду и остригая коротко волосы. Делала она это, по мнению историков, по двум причинам. Во‑первых, для удобства в путешествиях верхом. А во‑вторых, чтобы не соблазнять своим видом изголодавшихся в долгих походах по женскому вниманию французских воинов.
Вдобавок Жанна нарушила завет о почитании родителей, покинув отчий дом без согласования с ними, а это тоже тяжёлое преступление.
И наконец, дева пыталась сбежать, выскочив из окна башни Боревуар, в которой её судили. Этот безрассудный поступок признали попыткой самоубийства — страшного греха отчаяния, противного Господу.
Естественно, не со всеми пунктами обвинения Жанна бы согласилась, поэтому их не озвучивали. Ей зачитали бумагу, в которой обещали: если она раскается и извинится перед святой Церковью, её простят и помилуют. Затем Жанне дали подписать этот документ, в последний момент подменив его признанием во всех пунктах обвинения, и неграмотная дева влепила туда крестик.
Из‑за всех перечисленных провинностей, а также из‑за легковерия, суеверия, идолопоклонства, нежелания положиться на авторитет святой Церкви и так далее Жанну приговорили к сожжению и немедленно исполнили судебное решение. Это произошло 30 мая 1431 года.
7. После казни Жанны её братья выдавали за неё самозванку
Когда во Франции стало известно о казни Жанны, сразу же пошли слухи, что это неправда: ну не могли же без 5 минут святую Орлеанскую деву сжечь как ведьму.
Поэтому многие французы охотно верили, что она жива, и этим пользовались некоторые предприимчивые дамочки. Они называли себя Жанной д’Арк и клянчили у каждого встречного и поперечного деньги на благую миссию — спасение Франции.
Самой успешной из этих авантюристок стала некая Клод дез Армуаз. В прошлом она, кстати, даже служила в Папской армии в Италии, так что девица была весьма боевая.
Надо упомянуть, что Жанна д’Арк не была единственным ребёнком в семье — Средневековье всё-таки. Известно, что у неё были по крайней мере три брата и сестра. И вот Клод дез Армуаз отправилась к двум старших братьям Жанны, Жану и Пьеру, и предложила им подзаработать.
Возродившаяся Орлеанская дева произвела настоящий фурор: простолюдины сходились толпами, чтобы посмотреть на спасительницу Франции, и, естественно, оставляли пожертвования.
Кроме того, женщину щедро одаривали такие интересные личности, как герцогиня Елизавета Люксембургская и граф Ульрих Вюртембергский. Этот праздник лёгкой наживы продлился с 1434 по 1440 год.
Но потом новой Жанной заинтересовалась инквизиция, и самозванку привязали к позорному столбу. Правда, когда Клод слёзно раскаялась, её помиловали. Известно, что позже она вышла замуж за некоего состоятельного джентльмена и родила двоих детей.
8. Жанна была знакома с Синей Бородой
Просто интересный факт: одним из соратников Орлеанской девы в её походе против англичан и бургундцев был маршал Жиль де Монморанси‑Лаваль, барон де Ре. Он служил телохранителем и командующим ополчением Жанны.
Этот дворянин был не только воином, но и знатным эрудитом, обладателем огромной библиотеки и алхимиком. Малый пытался с помощью акульих зубов, ртути и мышьяка производить эликсиры молодости и золотые самородки. Получилось или нет, история умалчивает.
Искренне преданный Жанне, после её пленения и казни барон де Ре махнул на всё рукой, удалился в свой замок Тиффож и продолжил там изыскания.
В процессе он якобы принёс в жертву Сатане от 150 до 800 детей, а также прикончил нескольких своих жён, постоянно совавших нос в его дела. Де Ре схватили, обвинили в колдовстве, убийствах и ереси и сожгли.
История барона Жиля де Ре обросла многочисленными подробностями и превратилась в сказку о Синей Бороде, которую позже записал Шарль Перро.
Правда, современные историки полагают, что тот был невиновен. Во‑первых, нескольких супруг он убить не мог, потому что был женат всего единожды.
Во‑вторых, никаких детских останков в его замке Тиффож не обнаружили, хотя во время суда обвинители клялись, что поместье завалено ими по самую крышу. Ну и, наконец, «признание» у барона вырвали только спустя несколько дней пыток, так что вряд ли его можно считать на 100% искренним.
Скорее всего, Синюю Бороду казнили из‑за денег. Поскольку акульи зубы влетали в копеечку, Жиль задолжал церкви, и его имущество оказалось под залогом. Когда барон не смог расплатиться по счетам, церковники разделались с ним по‑своему. Суровый средневековый бизнес.
9. Некоторое время за Жанну принимали египетскую мумию
В 1867 году на чердаке парижской аптеки обнаружили банку с надписью «Останки, найденные под костром Жанны д’Арк, девы Орлеанской». Внутри обнаружилось обугленное человеческое ребро, обгоревший кусок дерева, кусок полотна и кошачья бедренная кость.
Церковь поспешила объявить находку мощами французской святой Жанны.
Присутствие в прахе кошачьих костей объяснили средневековой практикой бросать это чёрное животное в костёр к ведьме — ну, просто на удачу.
Но в 2006 году учёные провели радиоуглеродный анализ и испортили всё веселье. Они выяснили, что обладательница мощей скончалась где‑то между VII и III веками до нашей эры, так что вряд ли могла быть Жанной. Кроме того, в останках обнаружились следы древесной смолы, использовавшейся для бальзамирования египетских мумий.
10. Члены одного вьетнамского религиозного культа поклоняются Жанне как святой
Казалось бы, где Франция — и где Вьетнам. Однако и на далёком Востоке у Жанны имеются фанаты. Во Вьетнаме существует религия под названием каодай, являющаяся смесью буддизма, даосизма, конфуцианства, культа предков и католичества.
Каодаисты — ребята спокойные, придерживаются практики ненасилия и практикуют медитацию и спиритические сеансы, чтобы связываться с духами предков.
Помимо Будды и Конфуция, они поклоняются многочисленным святым, которых считают самыми достойными представителями человечества. В пантеоне каодаистов Жанна д’Арк почитается наравне с Иисусом Христом, Мухаммедом, Моисеем, Сунь Ятсеном, Лениным, Шекспиром и Виктором Гюго. А ещё каодаисты хотели канонизировать Горбачёва, но потом почему‑то передумали.
Деву же особенно уважают: считается, что она принимала откровения напрямую от духа Каодай, верховного божества этой религии.
Читайте также 🧐 5 исторических личностей, которые были просто неприлично богаты 5 заблуждений, которые мешают понимать историю и современность 5 изобретений Средневековья, которые изменили мир